Дизартрия представляет собой речевое нарушение, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Коррекционная работа при данном расстройстве требует комплексного и системного подхода, направленного на решение широкого круга задач.
Основная цель коррекции — достичь максимально разборчивой и членораздельной речи, улучшив ее внятность и коммуникативную функцию.
Ключевые векторы коррекционной работы
Весь процесс коррекции можно условно разделить на несколько взаимосвязанных направлений:
Развитие и нормализация моторной сферы является фундаментом для формирования четкой речи.
- Нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата. Это основа для постановки правильного звукопроизношения. Работа включает логопедический массаж (как зондовый, так и ручной), пассивную и активную артикуляционную гимнастику, направленную на выработку точных и скоординированных движений губ, языка, мягкого нёба.
- Формирование правильного речевого дыхания. Задача — научить ребенка контролировать выдох, обеспечивать плавность и достаточную длительность выдоха для фразовой речи. Применяются специальные дыхательные упражнения.
- Развитие просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, интонация). Именно просодика часто придает речи при дизартрии «смазанный» характер. Работа ведется над умением управлять силой голоса, выдерживать паузы, правильно использовать интонацию.
- Постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков. Эта работа начинается только после достаточной подготовки артикуляционной базы и ведется традиционными методами, но с учетом специфики дизартрии.
- Развитие фонематического слуха и восприятия. Важное направление, позволяющее ребенку не только правильно произносить, но и на слух отличать звуки речи друг от друга.
Важность комплексного взаимодействия
Успех коррекции напрямую зависит от слаженной работы команды специалистов: логопеда, невролога, психолога, а также активного участия родителей. Медикаментозное лечение, физиотерапия и лечебная физкультура, назначенные врачом, создают необходимую нейрофизиологическую базу для эффективных логопедических занятий.
Без развития тонкой моторики пальцев рук невозможно полноценное развитие речи, так как эти центры в мозге находятся рядом.
Таким образом, коррекция дизартрии — это длительный процесс, требующий терпения и последовательности. Индивидуальный подход, учитывающий структуру дефекта и особенности конкретного ребенка, является залогом значительного улучшения речевой функции и социальной адаптации.