Дизартрия представляет собой разновидность расстройства речи, возникающего на фоне органических поражений центральной и периферической нервной системы. Это состояние характеризуется нарушениями произношения, голосовой модуляции, интонации и ритма речевого потока.
Основными клиническими признаками дизартрии являются нечеткая и невнятная речь. Создается впечатление, что больной произносит слова, словно «каша во рту».
Причины
Возникновение дизартрии непосредственно связано с заболеваниями, которые затрагивают задние участки лобной доли и другие области головного мозга.
В детском возрасте расстройство диагностируется после перенесенного гнойного воспаления уха (отита), менингита, тяжелых интоксикаций, гидроцефалии, повышенного внутричерепного давления, а также черепно-мозговых травм. У взрослых же дизартрия может быть следствием:
- Новообразований в мозге или мозжечке;
- Нарушений мозгового кровообращения;
- Демиелинизирующих болезней;
- Последствий перенесенного инсульта;
- Сифилитических поражений спинного или головного мозга;
- Черепно-мозговых травм;
- Абсцесса мозжечка;
- Тяжелых отравлений ядами;
- Болезни Паркинсона;
- Рассеянного склероза;
- Тяжелых инфекционных патологий;
- Кровоизлияния в головной мозг;
- Серьезных расстройств нервной системы;
- Аутоиммунных нервно-мышечных заболеваний;
- Сосудистых заболеваний мозга;
- Синдрома Фацио-Лонде;
- Умственной отсталости (олигофрении).
Во взрослом и пожилом возрасте недуг чаще проявляется внезапно, например, после длительного нахождения в бессознательном состоянии (кома, вызванная обширным инсультом или ЧМТ).
Заболевание является приобретенным и, как правило, не имеет наследственной предрасположенности. По наследству могут передаваться лишь аномалии развития мозга, способствующие возникновению дизартрии.
Классификация
Неврологи и логопеды до сих пор ведут дискуссии о единой классификации дизартрии, но к общему мнению пока не пришли.
Классификация, основанная на местоположении очага поражения, включает следующие типы:
- Бульбарная дизартрия – связана с патологическим вовлечением ядер черепно-мозговых нервов в продолговатом мозге;
- Псевдобульбарная дизартрия – при ней страдает связь между моторными центрами коры и ядрами бульбарных нервов;
- Подкорковая дизартрия – поражение затрагивает подкорковые ядра;
- Мозжечковая дизартрия – патология самого мозжечка и его проводящих путей;
- Корковая дизартрия – очаг поражения находится непосредственно в коре головного мозга;
- Экстрапирамидная (подкорковая) – поражены подкорковые ядра;
- Афферентная корковая;
- Эфферентная корковая;
- Стертая – когда дизартрические нарушения выражены незначительно.
По степени выраженности дизартрию делят на стертую, легкую, среднюю и тяжелую.
Особенности стертой дизартрии
Стертая дизартрия – это состояние с незначительными нарушениями нервной проводимости в органах артикуляции. У пациентов отмечаются легкие проблемы с воспроизведением звуков и расстановкой ударений.
Клинические проявления зависят от локализации поражения. При стертой корковой форме нарушается только фонетика, в то время как фонематический слух и правильность ударений остаются сохранными, так как поражается только ограниченный участок коркового центра.
При поражении ядер и ганглиев наблюдаются значительные трудности с ударениями, а вот звукопроизношение и восприятие звуков остаются почти нетронутыми.
Псевдобульбарная дизартрия приводит к равномерному расстройству всех речевых компонентов, поскольку поражаются пути от коры к бульбарным ядрам.
Легкая стертая форма дизартрии характеризуется минимальными дефектами произношения и ударений и зачастую остается незамеченной. Однако при детальном обследовании специалистом ее можно выявить.
Особенности легкой степени дизартрии
При легкой форме дизартрии отсутствуют грубые нарушения. Артикуляционная моторика становится неточной и замедленной. Речь остается понятной, но заметен некоторый дефект, что может затруднять общение.
У детей, у которых речь еще формируется, диагноз «легкая дизартрия» требует незамедлительного лечения, чтобы предотвратить общее недоразвитие речи в будущем. Некорректированная дизартрия в дальнейшем может привести к нарушениям письменной речи.
Грубых расстройств жевания и глотания нет, но иногда бывают поперхивания и покашливания. Мимика, как правило, не нарушена.
Особенности средней степени дизартрии
Средняя степень дизартрии характеризуется выраженными нарушениями произношения, мимики, а также актов жевания и глотания. Речь при этом становится нечленораздельной, невнятной, и ее сложно понять.
Дети с этой степенью расстройства обучаются в специализированных учреждениях. Со временем близкие привыкают к речи пациента и начинают ее понимать. Мимика при средней степени дизартрии становится скудной.
Особенности тяжелой степени дизартрии
Тяжелая форма дизартрии проявляется полным отсутствием речи, маскообразным лицом, повышенным слюноотделением, а также серьезными нарушениями жевания и глотания. Рот пациента часто приоткрыт, язык почти не движется. Дети с таким диагнозом обучаются в специальных школах по индивидуальным программам.
Корковая дизартрия
Корковая дизартрия – это группа двигательных расстройств речи, вызванных очаговым поражением коры головного мозга. Терапия направлена на устранение первопричины, которая привела к развитию этого состояния, такой как:
- Инсульт;
- Посттравматические последствия;
- Новообразования;
- Энцефалит;
- Перинатальная энцефалопатия.
Восстановительный курс включает следующие методы:
- Медикаментозное лечение. Препараты подбираются для активации метаболизма в ЦНС и восстановления утраченных функций. Назначаются нейрометаболиты, ноотропы, средства для улучшения мозгового кровообращения. По показаниям также используются антидепрессанты и седативные средства для коррекции эмоционального состояния;
- Логопедические занятия. Коррекция начинается на ранних этапах и сопровождается мотивацией пациента. Включает логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, развитие мелкой моторики, постановку и автоматизацию сложных звуков;
- Общая реабилитация. Специалисты используют общий массаж, кинезиотерапию, рефлексотерапию, а также лечебную физкультуру для паретичных конечностей. Важным аспектом является психологическая реабилитация: консультации, релаксационные методики, арт-терапия, групповые тренинги.
Степень восстановления речи зависит от причины поражения, выраженности нарушений, а также психологического состояния и возраста пациента.
Симптомы
Симптоматика достаточно разнообразна и делится на речевую и неречевую. Она также зависит от типа патологии. Нарушения артикуляции проявляются чрезмерным напряжением, ослаблением (гипотонусом) или непроизвольными сокращениями мышц.
Кроме того, существуют проявления, характерные для каждого вида дизартрии:
Бульбарная. Отмечается потеря звонкости, невнятная речь, а также нарушения зрительных функций, нервной системы, речевого дыхания и мышечного тонуса. Пациентам сложно зажмуривать глаза и сводить брови. Звонкие звуки, как правило, отсутствуют, преобладают глухие. При одностороннем поражении может наблюдаться асимметрия лица. В начале заболевания жидкость может попадать в носовую полость при глотании. С развитием патологии появляются проблемы с приемом пищи. Нередко пациенты жалуются на головные боли, головокружение, тошноту и вялость.
Псевдобульбарная. Речь становится заторможенной, нечленораздельной и обрывистой. Затрудняется произношение звуков «ш», «ц», «ч», «щ» и «р». Из-за повышенного мышечного тонуса языка шипящие звуки смягчаются, а гласные «и», «е», «ы» искажаются. Плотное сжатие губ практически невозможно, что приводит к слюнотечению. У младенцев нарушаются сосательные и глотательные рефлексы.
Корковая. Характерные симптомы – трудности с произношением согласных, растягивание слов или фраз, гнусавость голоса («в нос»). Из-за поражения кончика языка сложно произносить переднеязычные звуки – «т», «д», «с», «з», «л». У детей снижается концентрация внимания, нарушается письмо и чтение. У взрослых часто развивается депрессия из-за ухудшения речевых способностей.
Экстрапирамидная. Среди симптомов – нарушения психоэмоционального состояния, невнятные фразы, повторы звуков. Часто пациент произносит звуки, похожие на «гы» и «кы». Непроизвольные сокращения мышц приводят к насильственной улыбке и открытию рта. Также отмечается повышенное слюноотделение. Темп речи может меняться: то ускоряется, то замедляется.
Мозжечковая. Проявляется расстройством плавности и ритмичности речи, а также отсутствием ударений. При произношении долгих гласных голос дрожит. Часто сила голоса становится непостоянной. Речь затруднена, человек напряжен из-за невозможности произнести определенные звуки. Возможен гипергидроз (чрезмерная потливость). В большинстве случаев нарушается координация движений, а пережевывание твердой пищи становится сложным.
Маленькие дети переносят это расстройство тяжелее, чем взрослые, так как не могут полноценно общаться. Заболевший ребенок часто теряет уверенность в себе и становится замкнутым.
Диагностика
Тщательное обследование и дальнейшая терапия проводятся неврологом и логопедом. В некоторых случаях могут потребоваться консультации других специалистов.
Если голос пациента гнусавый, для исключения патологий в носовой полости назначается осмотр отоларинголога. После первичного осмотра проводится ряд диагностических процедур:
- Электронейромиография (ЭНМГ) – оценивает активность мышц, функциональность нервов, область и степень повреждения.
- Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – метод, основанный на активации клеток мозга. Позволяет определить возбудимость нейронов, функциональность коры и взаимодействие отделов мозга. На основании результатов врач делает выводы о работе речевых, зрительных и когнитивных центров.
- Компьютерная томография (КТ) – позволяет получить детальное изображение внутренних органов, костной ткани и сосудов в разных проекциях. Процедура длится 10–15 минут, после чего врач получает послойные рентгеновские снимки для постановки диагноза.
- Электроэнцефалография (ЭЭГ) – исследование жизнедеятельности мозга через регистрацию его электрических импульсов. Выявляет патологические процессы, оценивает их характер и степень тяжести.
- Магнитно-резонансная томография (МРТ) – сканирование органов с помощью магнитных волн для получения высококачественных изображений. Помогает выявить аномалии мозга и исследовать сосудистую систему. Также используется для проверки межпозвоночных дисков и других органов.
Правильная диагностика – ключевой этап для точной постановки диагноза и назначения эффективного лечения. Ошибки в этом процессе могут привести к тому, что медикаменты не дадут нужного результата, а болезнь будет прогрессировать.
Лечение
Основные цели терапии – коррекция речи, нормализация дыхания и восстановление голоса.
В основе ортофонического подхода к постановке голоса лежит создание функциональной связи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием. Логопеды разрабатывают индивидуальный курс, включающий шесть этапов:
- Психотерапевтическая подготовка;
- Коррекция физиологического и фонационного дыхания;
- Развитие кинестезии и координации голосового аппарата с помощью фонопедических упражнений;
- Автоматизация правильной фонации через вокальные упражнения;
- Коррекция звукопроизношения, координации дыхания и артикуляции;
- Полная автоматизация новых навыков.
После психотерапии логопед фокусируется на повышении подвижности сохранных зон речевого аппарата и развитии двигательной функции голосовых связок.
Медикаментозная терапия
Лекарства подбираются в зависимости от типа патологии. Чаще всего назначаются следующие группы:
- Ноотропы – улучшают умственные способности и память. Например, «Энцефабол», «Пантокальцин», «Пикамилон».
- Седативные – снимают нервное напряжение, обладают успокаивающим действием. К популярным относятся «Персен» и «Ново-пассит».
- Блокаторы кальциевых каналов – нормализуют мозговое кровообращение и работу сосудов, снижают риск кислородного голодания. Эффективные препараты – «Циннаризин», «Глиатилин» и «Инстенон».
- Метаболики – корректируют дыхательные функции, улучшают обмен веществ, нормализуют мозговое кровообращение. Применяются при травмах, гипоксии. Часто назначают «Церебролизат» или «Актовегин».
Ноотропы оказывают положительное влияние на высшие функции мозга:
- Улучшают память и умственную деятельность;
- Стимулируют познавательные и интеллектуальные навыки;
- Облегчают процесс обучения.
Препараты «Энцефабол», «Фенибут», «Ноотропил», «Кортексин» могут вводиться внутривенно, внутримышечно или приниматься внутрь.
Занятия с логопедом
Индивидуальные методики разрабатываются логопедом. Комплекс упражнений обычно включает:
- Артикуляционную и пальчиковую гимнастику;
- Упражнения для развития голоса (ортофония);
- Дыхательную гимнастику;
- Коррекцию выразительности речи;
- Лечение нарушений письменной речи;
- Восстановление навыков чтения.
Лечебная гимнастика
Важный компонент лечения. Упражнения выполняются регулярно дома. Это могут быть наклоны, повороты туловища. Важно правильно дышать: глубокий вдох ртом и медленный выдох носом. Гимнастика способствует нормализации обмена веществ, укреплению организма и улучшению мозгового кровообращения.
Массаж
Логопедический массаж при дизартрии следует проводить бережно. Комплекс упражнений разрабатывается индивидуально. Для улучшения артикуляции рекомендуются следующие техники:
Область | Методика |
Язык | Каждое упражнение повторяется 5-7 раз. Начинают с поглаживания языка указательным пальцем по спирали с легким давлением. Затем следуют умеренные пощипывания и поглаживания от кончика к середине. |
Губы | Массаж выполняется двумя пальцами, спиралевидными и волнообразными движениями. Сначала массируются верхняя и нижняя губы, затем уголки рта. Завершают поглаживаниями, легкими пощипываниями и похлопываниями. |
Нёбо | Начинают с поглаживания языком от клыков к середине нёба. Затем переходят к похлопываниям в том же направлении. Завершают волнообразными поглаживаниями. |
Регулярный массаж помогает достичь следующих результатов:
- Уменьшение патологий артикуляционного аппарата;
- Нормализация мышечных функций;
- Улучшение дикции;
- Увеличение подвижности артикуляционных органов;
- Нормализация тонуса лицевых мышц.
Зондовый логопедический массаж
Зондовый массаж языка – уникальная методика коррекции, способствующая:
- Нормализации мышечного тонуса;
- Улучшению голосовых данных;
- Постановке правильного произношения;
- Нормализации психоэмоционального состояния;
- Коррекции речевого дыхания.
Массаж проводится по методике Е. Новиковой. Перед началом выполняют гимнастику для языка:
- «Качели» – язык движется от одного уголка рта к другому с открытым ртом.
- «Дутье» – губы складываются в улыбку, язык укладывается на нижнюю губу, и пациент с силой дует.
- «Лошадка» – необходимо цокать языком, следя за неподвижностью нижней челюсти.
Массаж лица
Для стимуляции мышц лица используются следующие приемы:
- Разминание лба. Логопед, находясь справа, зигзагообразно массирует лоб поперек. Левой рукой он продвигает легкие поглаживающие движения от центра к виску;
- Разминание носа. Подушечками большого и указательного пальцев правой руки выполняются вибрирующие зигзагообразные движения от кончика носа к основанию, а левой рукой поддерживается затылок;
- Разминание скул. Логопед двигает слабо сжатой рукой поперек лица, от средней линии к виску и вверх от челюсти к скулам. Если массируется правая сторона, логопед находится справа от пациента.
Для разглаживания мышц лба логопед становится сзади и поглаживает его указательными и средними пальцами обеих рук. Вибрация лица выполняется по алгоритму:
- Логопед сзади;
- Четыре пальца обеих рук располагаются между скулами и челюстью;
- Выполняются частые колебательные движения вперед-назад;
- После нескольких движений руки перемещаются на другую часть лица.
Точечный массаж
Для восстановления речи при дизартрии рефлексотерапевты используют точечный массаж.
Для лечения дизартрии и контрактуры мышц языка применяется тонизирующая методика. Воздействие оказывается на следующие точки:
- На затылке, в углублении у границы роста волос;
- Под подбородком, на выступе гортани, у основания языка;
- В углублении между сухожилиями на сгибе локтя (чтобы ее найти, нужно сжать кулак и согнуть его к предплечью).
Точечный массаж можно выполнять и самостоятельно, но первые сеансы рекомендуется проводить под контролем специалиста.
Массаж паретических мышц
Массаж при паретическом синдроме направлен на укрепление мышц. Движения должны быть интенсивными, с нажимом. Используются растирания, разминания, пощипывания. Процедура выполняется 6–8 раз, 2–3 раза в день. Также применяются разминающие движения вторыми фалангами пальцев, сжатых в кулак.
Психологическая поддержка при дизартрии
Состояние после инсульта – это огромный стресс, который усугубляет имеющиеся проблемы. В этот период больной нуждается в покое и заботе. При этом важно не акцентировать внимание на его физическом или психическом нездоровье.
Восстановлением речи после инсультов занимаются не только неврологи, но и логопеды, физиотерапевты, психологи. Реабилитация проводится с использованием современных методик, доказавших свою эффективность.
Профилактика
Для предупреждения заболевания рекомендуется:
- Своевременно лечить инфекции и абсцессы.
- Избегать травм головы и спины, а также сильных стрессов.
- Соблюдать меры безопасности при работе с ядами.
- Укреплять организм витаминами (по согласованию с врачом) для предотвращения гипоксии и нарушения мозгового кровообращения.
- Регулярно контролировать артериальное давление.
Прогноз
Прогноз зависит от тяжести заболевания и скорости начала лечения. При соблюдении всех рекомендаций полное восстановление речи при стертой дизартрии возможно, но требует серьезного подхода. Важно не прерывать занятия и прием лекарств.
Важно помнить, что болезнь легче предотвратить, чем устранять ее последствия. Поэтому профилактические меры играют ключевую роль.
Лечение в нашей больнице
Мы предлагаем индивидуальный подход к каждому пациенту, что создает благоприятную атмосферу. Основные направления нашей клиники:
- Лечение сложных неврологических патологий: рассеянный склероз, обширный инсульт и другие болезни, вызывающие гибель клеток мозга.
- Помощь онкологическим пациентам: химиотерапия, терапия для снятия болевых синдромов.
- Лечение прогрессирующих заболеваний мозга: болезни Альцгеймера, Пика и другие деменции.
- Реабилитация после операций, химиотерапии, травм, инсульта и лучевой терапии.
- Эффективная коррекция речевых расстройств, включающая постоянный контроль специалистов, физиотерапию, лечебную гимнастику и занятия с опытным логопедом.